Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами
(Кернинг): Стандартный Средний Большой
Писатель Василий Петрович Росляков родился 17 марта 1921 года в городе Святой Крест (ныне Будённовск Ставропольского края). В 1937 году вступил в комсомол, после средней школы поступил на литературный факультет Московского института философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского. Когда началась война, по призыву ЦК ВЛКСМ в августе 1941 года стал курсантом Подольского пехотного училища.
Два месяца был в боях, попал в окружение, ушёл в Брянские леса. В январе 1942 года вступил сначала в местную партизанскую группу самообороны, а затем в отряд «Смерть немецким оккупантам». Был рядовым партизаном, участвовал в операциях по взрыву железнодорожных мостов между Брянском и станцией Синезёрки. С июля 1942 года – сотрудник «Партизанской правды». Комиссар одного из отрядов Антон Фёдоров вспоминал, что редактор газеты, бывший журналист «Орловской правды» Николай Коротков был весёлым и добрым человеком: «Он сумел быстро сколотить трудолюбивый и боевой коллектив редакции. Его корреспонденты непрерывно выезжали в партизанские отряды для получения новых материалов в газету».
Примечательно, что в личном деле, хранящемся в бывшем Орловском партийном архиве, есть небольшой листок: «тов. Рослякова В.П. направить в распоряжение секретаря Навлинского РК ВКП(б) на должность зам. редактора районной газеты. 2.I.43 г.». Подпись можно разобрать с трудом, возможно, это решение подписал сам Коротков. Однако молодому партизану Рослякову в освобождённом от фашистов в марте 1943 года крае нашлась иная должность: до июня он работал заведующим районным отделом народного образования в Севске, потом заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Орловского обкома ВЛКСМ. Центральным штабом партизанского движения в сентябре 1943 года был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
В характеристике, подписанной секретарём обкома ВЛКСМ Цыганковым, отмечалось: «За время работы в аппарате обкома ВЛКСМ в должности заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации по тылу врага с июня по декабрь 1943 года показал себя активным, добросовестным, дисциплинированным, политически грамотным, морально выдержанным комсомольским работником. Имея опыт партизанской борьбы, тов. Росляков уделяет много внимания работе комсомольских организаций в партизанских отрядах. Активно принимал участие в выпуске листовок для тыла [т.е. оккупированной территории]. Им лично была написана брошюра о герое-комсомольце Владимире Рябок».
Литературные способности стали определяющими в дальнейшей судьбе. Уже в декабре 1943 года Росляков был назначен на должность технического редактора книжного издательства. Через месяц стал заведовать только что созданным в «Орловской правде» отделом культуры и быта (одновременно, по сведениям на февраль 1944 года, являлся военным корреспондентом редакции).
Талантливый прозаик, а в годы войны журналист «Орловской правды», Евгений Горбов вспоминал: «В те дни наша редакция пополнилась ещё двумя работниками. Это были молодые ребята двадцати двух – двадцати трёх лет. Оба приехали из Брянских лесов, оба были партизанами и оба имели склонность к литературе. Николай Прохоров писал прозу, Василий Росляков – стихи. С их приходом наши литераторы ещё более оживились, и в самой редакции появилось творческое ядро».
Общий интерес к литературе сблизил Рослякова не только с Николаем Прохоровым, но и положил начало дружбе с другим недавним бойцом партизанского отряда, а тогда журналистом «Орловской правды» Юрием Когиновым. В свободный час они вместе ходили по улицам разрушенного Орла, мечтали о будущем, говорили о том, как станут авторами книг…
В августе 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе, Василий Росляков был награждён орденом Красной Звезды. Он оставляет работу в редакции и возвращается на учёбу в МГУ. В 1950 году оканчивает филологический факультет, в 1954 году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Советский послевоенный художественный очерк». Спустя два года выходит в свет его книга «Советский послевоенный очерк».
Росляков был приглашён на работу в издательство «Советский писатель», в 1958 году его принимают в Союз писателей СССР, он начинает писать прозу. Повесть «Один из нас» – правдивое повествование о первом, самом трагическом периоде Великой Отечественной войны вызвала большой интерес: её напечатали во 2-м номере журнала «Новый мир» за 1962 год и вскоре – отдельным изданием, затем несколько раз переиздавалась, по книге был снят художественный фильм «Первый снег».
В последующие годы из-под пера Рослякова выходят масштабные прозаические произведения: «Обыкновенная история», «От весны до весны» (о событиях «оттепели» на журфаке МГУ), «Утро» (первоначальное название «В начале дней»), «Мы вышли рано, до зари», а также рассказы и очерки.
Ставрополец по рождению, Росляков считал Орловщину второй малой родиной. Да, у него, уже давно столичного жителя, не осталось здесь родных людей, но были друзья и близкие товарищи. В редакции «Орловской правды» трудились однокашники по ИФЛИ Владимир Комов и Анатолий Яновский. Ещё один ифлиец, Леонид Афонин, стал известным литературоведом. Но, пожалуй, самым близким другом в Орле ещё с военных лет оставался Евгений Горбов. Они вели переписку, Росляков многократно отзывался рецензиями на новинки Горбова.
Орловщина так или иначе присутствует во многих книгах Рослякова и его публикациях в периодике. Здесь он побывал в 1959 году, о чём опубликовал путевые заметки в «Орловской правде» («Магистрали и просёлки») и «Литературной газете» («На земле Орловской»). Спустя четыре года в издательстве «Советская Россия» вышла повесть Рослякова «Обыкновенная история», где был нарисован образ скромной и мужественной девушки Лены Гордеевой, которая живёт в Орле на одной из Пушкарных улиц. Окончив курсы водителей, работает в театре кукол. В середине 1950-х годов по путёвке комсомола уехала в Сибирь на строительство алюминиевого комбината. Героиня повести постоянно тепло вспоминает свой родной город. Большую часть повести составляет её переписка с оставшимся в Орле другом (жанр книги так и обозначен: «повесть в письмах»).
В октябре 1963 года в трёх номерах «Орловской правды» был напечатан рассказ Рослякова «Человек с острова Аксай» – как будто выхваченный фотовспышкой яркий момент авантюрной хрущёвской поры.
Особенно пронзительно трогает орловская тема в рассказе «Последняя ложь». Фабула, на первый взгляд, не нова – накануне смерти главный герой Александр Иванович вспоминает прожитую жизнь. Однако обозначенный Росляковым конфликт был исключительно дерзок для прозы советского времени: старик вдруг понимает, что в нём все эти годы жило как бы два человека. Одни – ярый рубака, сельский бунтарь и селькор-правдоискатель, а другой – редактор издательства, участник войны, награждённый орденами и медалями, член профкома и прочее, и прочее – вечный приспособленец, конформист, «только прикидывавшийся живым и настоящим». Определение «орловский» в этом контексте – значит настоящий, верный. Как противоположность «московский» – ненастоящий, подставной. Не случайно, Рослякову всегда были близки слова Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». И, действительно, за судьбами героев писателя вставала большая народная судьба…
В числе написанного Росляковым выделяется роман «Последняя война» (первоначальное, рабочее название – «Здравствуй, оружие»). С документальной, хроникальной точностью Росляков показывает читателю, как в исключительно сложных условиях крепла партизанская сила в борьбе с врагом, как рождалась партизанская печать, какой яростной была борьба за души и умы людей на оккупированной территории. Росляков часто повторял: «Писатель – это память народа». И не просто повторял, а всегда старался следовать этому предназначению.
Ставрополец Василий Грязев вспоминал о Рослякове так: «Душа нараспашку, любовь к цветным рубашкам, юмор, умение разговорить любого молчуна». А вот каким запомнился Росляков журналисту «Орловской правды» Ивану Подсвирову, когда приезжал в Орёл на заседание совета по русской прозе при Правлении Союза писателей РСФСР в мае 1979 года: «Внешне живой, весёлый, внутренне – страдающий человек». Невзирая на обстоятельства и невзгоды, Росляков всегда был оптимистом, воодушевлял друзей и младших товарищей по перу: «Будем жить долго, писать будем лучше». Он переводил на русский язык произведения прозаиков Эстонии, Молдавии, Абхазии, Туркмении, Киргизии. Выступал в качестве рецензента, преподавал на факультете журналистики МГУ, в конце 1970-х годов вёл семинар в Литинституте. Был членом правления Союза писателей РСФСР с 1975 по 1990 год.
Одно из важнейших дел последних лет жизни – участие в редколлегии такого масштабного проекта, как издание Библиотеки русской художественной публицистики: более 30 сборников вышли в издательстве «Советская Россия».
Литературный труд Рослякова, его ратные заслуги были отмечены орденами Отечественной войны II степени (1985), Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Дружбы народов.
Умер Василий Петрович Росляков в декабре 1991 года в Москве.
За минувшие три десятилетия после смерти писателя его произведения ни разу не выходили отдельными изданиями. Ставропольским краевым отделением Союза писателей России совместно с администрацией города Будённовска учреждена литературная премия имени Василия Рослякова. Но, наверное, потомки могли бы сделать ещё многое для увековечения памяти этого незаурядного писателя, для переиздания его книг.
Алексей Кондратенко