Версия для слабовидящих
Включить
Выключить
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами
(Кернинг): Стандартный Средний Большой


Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Главная /Из литературной истории Орловского края / Алексей Кондратенко ИЗ ПАРТИЗАН — В ПИСАТЕЛИ

Алексей Кондратенко ИЗ ПАРТИЗАН — В ПИСАТЕЛИ

Писатель Василий Петрович Росляков родился 17 марта 1921 года в городе Святой Крест (ныне Будённовск Ставропольского края). В 1937 году вступил в комсомол, после средней школы поступил на литературный факультет Московского института философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского. Когда началась война, по призыву ЦК ВЛКСМ в августе 1941 года стал курсантом Подольского пехотного училища.

Два месяца был в боях, попал в окружение, ушёл в Брянские леса. В январе 1942 года вступил сначала в местную партизанскую группу самообороны, а затем в отряд «Смерть немецким оккупантам». Был рядовым партизаном, участвовал в операциях по взрыву железнодорожных мостов между Брянском и станцией Синезёрки. С июля 1942 года – сотрудник «Партизанской правды». Комиссар одного из отрядов Антон Фёдоров вспоминал, что редактор газеты, бывший журналист «Орловской правды» Николай Коротков был весёлым и добрым человеком: «Он сумел быстро сколотить трудолюбивый и боевой коллектив редакции. Его корреспонденты непрерывно выезжали в партизанские отряды для получения новых материалов в газету».

Примечательно, что в личном деле, хранящемся в бывшем Орловском партийном архиве, есть небольшой листок: «тов. Рослякова В.П. направить в распоряжение секретаря Навлинского РК ВКП(б) на должность зам. редактора районной газеты. 2.I.43 г.». Подпись можно разобрать с трудом, возможно, это решение подписал сам Коротков. Однако молодому партизану Рослякову в освобождённом от фашистов в марте 1943 года крае нашлась иная должность: до июня он работал заведующим районным отделом народного образования в Севске, потом заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Орловского обкома ВЛКСМ. Центральным штабом партизанского движения в сентябре 1943 года был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

В характеристике, подписанной секретарём обкома ВЛКСМ Цыганковым, отмечалось: «За время работы в аппарате обкома ВЛКСМ в должности заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации по тылу врага с июня по декабрь 1943 года показал себя активным, добросовестным, дисциплинированным, политически грамотным, морально выдержанным комсомольским работником. Имея опыт партизанской борьбы, тов. Росляков уделяет много внимания работе комсомольских организаций в партизанских отрядах. Активно принимал участие в выпуске листовок для тыла [т.е. оккупированной территории]. Им лично была написана брошюра о герое-комсомольце Владимире Рябок».
Литературные способности стали определяющими в дальнейшей судьбе. Уже в декабре 1943 года Росляков был назначен на должность технического редактора книжного издательства. Через месяц стал заведовать только что созданным в «Орловской правде» отделом культуры и быта (одновременно, по сведениям на февраль 1944 года, являлся военным корреспондентом редакции).

Талантливый прозаик, а в годы войны журналист «Орловской правды», Евгений Горбов вспоминал: «В те дни наша редакция пополнилась ещё двумя работниками. Это были молодые ребята двадцати двух – двадцати трёх лет. Оба приехали из Брянских лесов, оба были партизанами и оба имели склонность к литературе. Николай Прохоров писал прозу, Василий Росляков – стихи. С их приходом наши литераторы ещё более оживились, и в самой редакции появилось творческое ядро».
Общий интерес к литературе сблизил Рослякова не только с Николаем Прохоровым, но и положил начало дружбе с другим недавним бойцом партизанского отряда, а тогда журналистом «Орловской правды» Юрием Когиновым. В свободный час они вместе ходили по улицам разрушенного Орла, мечтали о будущем, говорили о том, как станут авторами книг…

В августе 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе, Василий Росляков был награждён орденом Красной Звезды. Он оставляет работу в редакции и возвращается на учёбу в МГУ. В 1950 году оканчивает филологический факультет, в 1954 году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Советский послевоенный художественный очерк». Спустя два года выходит в свет его книга «Советский послевоенный очерк».
Росляков был приглашён на работу в издательство «Советский писатель», в 1958 году его принимают в Союз писателей СССР, он начинает писать прозу. Повесть «Один из нас» – правдивое повествование о первом, самом трагическом периоде Великой Отечественной войны вызвала большой интерес: её напечатали во 2-м номере журнала «Новый мир» за 1962 год и вскоре – отдельным изданием, затем несколько раз переиздавалась, по книге был снят художественный фильм «Первый снег».
В последующие годы из-под пера Рослякова выходят масштабные прозаические произведения: «Обыкновенная история», «От весны до весны» (о событиях «оттепели» на журфаке МГУ), «Утро» (первоначальное название «В начале дней»), «Мы вышли рано, до зари», а также рассказы и очерки.

Ставрополец по рождению, Росляков считал Орловщину второй малой родиной. Да, у него, уже давно столичного жителя, не осталось здесь родных людей, но были друзья и близкие товарищи. В редакции «Орловской правды» трудились однокашники по ИФЛИ Владимир Комов и Анатолий Яновский. Ещё один ифлиец, Леонид Афонин, стал известным литературоведом. Но, пожалуй, самым близким другом в Орле ещё с военных лет оставался Евгений Горбов. Они вели переписку, Росляков многократно отзывался рецензиями на новинки Горбова.

Орловщина так или иначе присутствует во многих книгах Рослякова и его публикациях в периодике. Здесь он побывал в 1959 году, о чём опубликовал путевые заметки в «Орловской правде» («Магистрали и просёлки») и «Литературной газете» («На земле Орловской»). Спустя четыре года в издательстве «Советская Россия» вышла повесть Рослякова «Обыкновенная история», где был нарисован образ скромной и мужественной девушки Лены Гордеевой, которая живёт в Орле на одной из Пушкарных улиц. Окончив курсы водителей, работает в театре кукол. В середине 1950-х годов по путёвке комсомола уехала в Сибирь на строительство алюминиевого комбината. Героиня повести постоянно тепло вспоминает свой родной город. Большую часть повести составляет её переписка с оставшимся в Орле другом (жанр книги так и обозначен: «повесть в письмах»).

В октябре 1963 года в трёх номерах «Орловской правды» был напечатан рассказ Рослякова «Человек с острова Аксай» – как будто выхваченный фотовспышкой яркий момент авантюрной хрущёвской поры.

Особенно пронзительно трогает орловская тема в рассказе «Последняя ложь». Фабула, на первый взгляд, не нова – накануне смерти главный герой Александр Иванович вспоминает прожитую жизнь. Однако обозначенный Росляковым конфликт был исключительно дерзок для прозы советского времени: старик вдруг понимает, что в нём все эти годы жило как бы два человека. Одни – ярый рубака, сельский бунтарь и селькор-правдоискатель, а другой – редактор издательства, участник войны, награждённый орденами и медалями, член профкома и прочее, и прочее – вечный приспособленец, конформист, «только прикидывавшийся живым и настоящим». Определение «орловский» в этом контексте – значит настоящий, верный. Как противоположность «московский» – ненастоящий, подставной. Не случайно, Рослякову всегда были близки слова Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». И, действительно, за судьбами героев писателя вставала большая народная судьба…

В числе написанного Росляковым выделяется роман «Последняя война» (первоначальное, рабочее название – «Здравствуй, оружие»). С документальной, хроникальной точностью Росляков показывает читателю, как в исключительно сложных условиях крепла партизанская сила в борьбе с врагом, как рождалась партизанская печать, какой яростной была борьба за души и умы людей на оккупированной территории. Росляков часто повторял: «Писатель – это память народа». И не просто повторял, а всегда старался следовать этому предназначению.

Ставрополец Василий Грязев вспоминал о Рослякове так: «Душа нараспашку, любовь к цветным рубашкам, юмор, умение разговорить любого молчуна». А вот каким запомнился Росляков журналисту «Орловской правды» Ивану Подсвирову, когда приезжал в Орёл на заседание совета по русской прозе при Правлении Союза писателей РСФСР в мае 1979 года: «Внешне живой, весёлый, внутренне – страдающий человек». Невзирая на обстоятельства и невзгоды, Росляков всегда был оптимистом, воодушевлял друзей и младших товарищей по перу: «Будем жить долго, писать будем лучше». Он переводил на русский язык произведения прозаиков Эстонии, Молдавии, Абхазии, Туркмении, Киргизии. Выступал в качестве рецензента, преподавал на факультете журналистики МГУ, в конце 1970-х годов вёл семинар в Литинституте. Был членом правления Союза писателей РСФСР с 1975 по 1990 год.

Одно из важнейших дел последних лет жизни – участие в редколлегии такого масштабного проекта, как издание Библиотеки русской художественной публицистики: более 30 сборников вышли в издательстве «Советская Россия».
Литературный труд Рослякова, его ратные заслуги были отмечены орденами Отечественной войны II степени (1985), Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Дружбы народов.

Умер Василий Петрович Росляков в декабре 1991 года в Москве.

За минувшие три десятилетия после смерти писателя его произведения ни разу не выходили отдельными изданиями. Ставропольским краевым отделением Союза писателей России совместно с администрацией города Будённовска учреждена литературная премия имени Василия Рослякова. Но, наверное, потомки могли бы сделать ещё многое для увековечения памяти этого незаурядного писателя, для переиздания его книг.

Алексей Кондратенко

Алексей Кондратенко  ИЗ ПАРТИЗАН — В ПИСАТЕЛИ