Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами
(Кернинг): Стандартный Средний Большой
Имя Елены Александровны Благининой (1903–1989) известно широко, известно как имя автора детских стихов. Эти её книги выходили многотысячными тиражами. Однако мало кто из литературоведов и историков литературы обращал пристальное внимание на так называемые «взрослые стихи» Благининой, тем более на её стихи о войне. Эта часть её творчества имеет особую ценность – и литературную, и историческую (особенно для малой родины Благининой – Орловщины).
К началу Великой Отечественной войны Благинина была уже признанным детским писателем. Её фамилия в документах Союза писателей СССР значилась тогда в одном ряду с именами Маршака, Чуковского, Кассиля. Однако в силу обстоятельств в первый период войны Благинина не была заметной фигурой литературной и общественной жизни страны. В октябре 1941 – августе 1942 года она была в эвакуации в Красноуфимске (ныне Свердловская область), работала в местной районной газете «Ленинский путь».
Это было время тяжёлых испытаний. В рядах Красной Армии сражались муж Благининой Георгий Оболдуев и три её брата: Александр, Дмитрий, Михаил (двое из них погибли). В эвакуации умер отец Александр Александрович. Елена Александровна тяжело переживала его уход, посвятила отцу такие прощальные строки:
Уже огни вечерние
Над жизнью зажжены.
Прости мои дочерние
Вины без вины!
Уж больно ненаходчива,
Ой, не умна была,
Коль из-под крова отчего
Душой, душой ушла.
Писулечки, подарочки,
Посылочки, гроши –
Слабые огарочки,
А не огонь души.
Фамилию и отчество
И кровь твою взяла,
А вот от одиночества –
Нет, не упасла!
Все радости короткие.
Все страсти отдаю
За руки эти кроткие,
За простоту твою!
Да толку что поминками
Терзаться в тишине!
….Лежишь ты под осинками –
На дальней стороне.
В эвакуации Благинина пережила неустроенность холод, голод – все тяготы чужбины. Возможно, именно эти испытания позже воплотились в строки стихотворения «Хлеб»:
На свете я видела хлеба немало –
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом,
И он отдыхал, накрытый холстом,
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца,
За трапезой ели его без остатка –
Ни корки, ни крошки, ломоть – до конца.
На свете я видела хлеба немного.
Его отмеряли так скудно, так строго.
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.
С соломкой, с мякиной, с трухой, со жмыхами,
Он всё же казался желанней всего!
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Война, горький хлеб, горькие стихи – это всё было не временным, не преходящим. Всё это определяло и определило отношение поэта к жизни и людям на все оставшиеся годы.
В январе 1942 года Благинина написала несколько писем в Союз писателей СССР, где сообщила о своей работе в радиокомитете в Свердловске, о выходе в свет книги в Кирове и о желании вернуться в Москву. Но тогда ей ответили отказом. Спустя более чем полгода разрешение было получено, и в сентябре 1942 года Благинина вернулась в Москву.
В столице она узнала об освобождении Орла, вместе с залпами первого салюта родилось желание поехать в город детства, «прикоснуться к родным ранам». 10 августа 1943 года Благинина участвовала в заседании президиума ССП СССР, которое вёл А.А. Фадеев. Президиум постановил: направить группы писателей (2–3 человека) сроком на два-три месяца для работы по восстановлению литературных организаций в те областные и республиканские центры, где невозможно сделать это в кратчайший срок местными силами.
Однако до воплощения идеи в жизнь прошло какое-то время. И дело было даже не в восстановлении дорог, в необходимости создания хотя бы элементарных условий для жизни в освобождённых городах. Одной из причин отсрочки было отсутствие у Союза писателей необходимых средств для организации командировки. Даже два месяца спустя Благинина по-прежнему оставалась в столице, о чём можно судить по её отметке о ночном дежурстве в правлении Союза писателей СССР 8 октября.
И вот в ноябре Благинина выехала в Орёл. В записной книжке она сохранила первые впечатления (путь с вокзала) от встречи с городом детства и юности:
«Взошла луна, идти стало легче. Ноябрьский ветер дул в спину. рюкзак оттягивал плечи, ноги заплетались, коченели руки.
Родная Московская развернулась предо мной, и я испугалась и опечалилась: чем дальше, тем выше становились дома, тем ужаснее зияли разрушения. Из сквозных корпусов, из пустых оконниц лился холодный мрак, жалобно билось, стеная, оторванное железо; безлюдье и холод делали еще страшнее эту картину разора.
Неужели это тот самый город, в котором жили мои родители и родители моих родителей? Неужели тут справлялись мирные и скромные пиры, вершились семейные советы, переживались трагедии? Неужели в этом самом городе мы сидели в малиннике. надевали по праздникам кисейные платья. ели теплые ситники…
Неужели к этому вокзалу торопились мои старики с яблоками и молоком, встречая южный поезд, в котором ехала их счастливая дочь?
Какая трогательная и мирная картина: две маленькие фигурки на залитом светом перроне, провожавшие глазами вагон за вагоном!
Неужели здесь так много читано и думано о красе земной и о самой жизни?
Где луга, залитые иван-чаем, мирные ивы над прудами, скромные яблоки в вешнем цвету, поля, колеи, кладбища и тропы?
Где горенка, в которой бабуся Юлечка чихала от понюшки, хлопоча над стряпней, а дед сидел в своем «кабинете» и (так нам казалось) стерег волшебную укладку с леденцами и мятными жамками?
Где плотины, овраги, заросшие гигантскими зонтами лопухов, сады в жасминах и соловьином пенье, девки в пахучих ситцах, пастушья свирель на заре, ладные песни, присказки и прибаутки?
Всю память, всю свежесть, всю радость отшибло фашистской бомбой, и остался лишь ветер, рвущий железо с изуродованных крыш».
Тогда родилось стихотворение «Орёл сорок третьего»:
Выпало звено, и цепь распалась –
Нет ключа от города Орла…
Я ж ещё в пруду не поплескалась,
Я ж ещё в саду не побыла!
Яблочка отведать не успела,
Не доела тёплого ломтя,
Материнской песни не допела,
Не сумела уберечь дитя!
Я ж ещё с родными не простилась,
Милого звала – не дозвалась…
Утренней звездой не засветилась
И вечернею не пролилась.
Стихотворение было посвящено погибшему на фронте брату и его ровесникам-землякам:
Спят орлы в сырой земле орловской,
Воротившие бездомным кров, –
Новиков, Благинин и Шабловский,
Заломёнков, Бухвостов, Петров…
Ещё впечатления от встречи Елены Благининой с городом – в стихотворении «Лестница, которая никуда не ведёт»:
Что может быть грустней предмета,
Который вовсе ни к чему?..
Вот лестница большая эта
В моём разрушенном дому.
Она не тронута разрывом
И даже не повреждена –
Движеньем лёгким и красивым
Вперёд и вверх устремлена.
Один, и два, и три пролёта,
И я стою, почти без сил,
Как будто очень страшный кто-то
Мой быстрый бег остановил.
Те же мотивы в стихотворении «Окно»:
Над пустой оконницей
Плачет ночь пургой,
Будто над покойницей
Самой дорогой.
Поэт стремилась сделать для читателей явственным, осязаемым состояние разрушенного города. И делала это не через показ настроения его обитателей, а демонстрацией предметного ряда, неким одушевлением вещей, как, например, в стихотворении «Одинокие печки»:
Ни крыши, ни стен, ни крылечек,
Ни даже деревьев в саду!
Лишь кафельных несколько печек
На лютом стоит холоду.
Им стыдно. Они присмирели.
Им очень, видать, тяжело…
Они наши горницы грели,
Дрова в их утробе горели
И нам отдавали тепло.
Во всех этих стихотворениях рефреном контраст с ужасающей картиной разрушений – сокровенные воспоминания о детстве и юности, в частности, в стихотворении «Окно»:
Десятилинейная
Лампа в колпачке,
Занавесь кисейная,
Фикус в уголке.
Ветку добролапую
Вытянул из тьмы…
За которым с папою
Танцевали мы.
Пляски именинные –
Прочь половики!
…Милые, старинные
Польки, трепаки…
Тот же мотив яростной борьбы сердечных воспоминаний со стужей реальности в стихотворении «Одинокие печки»:
Но что нам до вьюги за дело
В тепле благодатном таком?
Мы ляжем… И сны золотые
Придут, приплывут, прибегут.
И печки, теплом налитые,
Наш сонный уют стерегут.
Шок от первой встречи с городом постепенно проходил. У Благининой и приехавших с ней коллег-писателей состоялись встречи с железнодорожниками, бойцами, учителями, партийными работниками. Стала видна панорама возрождения Орла. Об этих днях Благинина писала: «Я воочию видела, как подымался народ-великан, как самоотверженно и стойко трудился он для того, чтобы залечить смертельные раны, нанесённые врагом. Учащие и учащиеся своими руками ремонтировали школы, в утлых развалинах открывались ясли и детские дома, на разорённом, чёрном, как бы перевернутом вверх ногами вокзале точно по волшебству появлялись кипятильники, комнаты матери и ребёнка, залы ожиданий и комнаты для раненых».
В редакции «Орловской правды» (размещалась тогда по улице Сакко и Ванцетти, 36) была создана литературная группа. Один из её участников, журналист и писатель Евгений Горбов вспоминал: «В Орёл приехала группа московских писателей: Феоктист Березовский, Елена Благинина и Олег Эрберг. У группы была определённая цель: оживить литературное движение на Орловщине.
…В тесной комнатке промышленного отдела собралось человек пятнадцать. Половину составляли свои, редакционные, другую – активисты. На собрании, конечно, говорили о выявлении новых сил, об учёбе, творческом росте и высокой требовательности к себе. Затем выбрали бюро литературной группы…
Елена Благинина была родом из Орла и приходилась мне почти землячкой. Я с интересом присматривался к ней. Мне нравились её манера держать себя, её спокойная простота, непринуждённость, и даже то, как она лёгким движением пальца сбивала пепел со своей папиросы. Курящим женщинам свойственна некая бессознательная рисовка, но у Благининой этого не было: она и затягивалась, и окурок гасила, как завзятый курильщик-профессионал. Вообще всё в ней было просто, ясно: открытое приветливое лицо, губы, чуть тронутые юморком, бесхитростная русская причёска: прямой пробор и коса, обёрнутая вокруг головы. Благинина выступала сама, часто подавала реплики, и её слегка певучий, как бы урезонивающий голос всякий раз звучал по-товарищески дружелюбно.
Мы с ней часто и запросто разговаривали. Она была отличной собеседницей, и её приятельский тон всегда располагал к откровенности. Меня очень привлекало её пристрастие ко всякого рода местным словечкам и поговоркам: они были пестры и сочны, как кустарная роспись на деревянной посуде. «Жду ответа, как соловей лета», – говорила Благинина, и эти слова вдруг напоминали мне кустодиевскую ярмарку, карусель, сарафаны, цветастые платки».
Утром 28 ноября 1943 года Благинина была в сквере Танкистов на похоронах героев-комсомольцев Владимира Савинова и Владимира Александрова. Много тогда на Орловщине появилось обелисков с красными звёздами. И, наверное, потому в память обо всех решила не указывать ни имени героини, ни названия города или села в стихотворении «Могила партизанки»:
У могилы разлапые ёлки
И коротенький текст без прикрас:
«Здесь покоится прах комсомолки,
Партизанки, погибшей за нас!»
А внизу – место боя и дата,
А вверху – небольшая звезда.
Негорячее сердце заката
Вечерами заходит сюда.
Ходят женщины плакать по близким,
Ходят юноши и старики.
Ветерок на простом обелиске
Полевые колышет венки.
В тот же день, 28 ноября, состоялась встреча Благининой с детьми специального детского дома в пригородной Некрасовке. Здесьи родился замысел небольшой поэмы (повести в стихах) «Гармошка» с посвящением воспитаннику Мише Курбатову. Отступая с партизанским отрядом, он заминировал любимую гармонь. Финал поэмы делает читателя непосредственным свидетелем и участником происходящего – он явственно видит, как к одинокой гармони подходят два фашиста:
Вот совсем, совсем уж близко,
На гармонь легла их тень.
Вот один пригнулся низко,
Вот схватился за ремень.
А-ах! Я сжал у сердца руки.
Трах! Оно во мне зашлось…
Два фашиста, две гадюки,
Два мерзавца взорвалось!
Ох, как сердце замирало,
Как скакал, как прыгал я:
– Ты сыграла,
Ты сыграла,
Напоследок ты сыграла,
Замечательно сыграла,
Голосистая моя!
По пути из Орла в Москву у Благининой сложилось стихотворение «Ненависть», где она по праву жены и сестры фронтовиков обличала ненавистный фашизм:
Пускай бы солнце век не заходило.
Мне всё равно! Темно-темно вокруг.
Я в смертный путь тебя не проводила,
Глаз не закрыла, не сложила рук.
Я не надела смертную рубаху,
Кровавый пот не вытерла с чела.
Я твоему замученному праху
Последний путь не отдала!
Стихотворение «Орловской красе» она посвятила памяти брата Дмитрия, погибшего в октябре 1941 года под Ленинградом. В этом стихотворении пронзительное чувство родины:
Ты не помнишь иль помнишь о сыне,
Что погиб в чужедальном краю
За высокую горечь полыни,
За неяркую прелесть твою?
За пруды под зелёненькой ряской,
За ракиты у этих прудов,
За немного расшатанный, тряский,
Деревянный уют городов.
Финальная строфа соединяет в себе множество мотивов – это и чувства обычного человека, и прощание с земной жизнью, и высота сокровенной веры в бессмертие:
Он увидел – качнулась ромашка,
Тёплый шмель прогудел над кустом,
И упал – неуклюже и тяжко,
Распластавшись наземным крестом.
Как признавалась Благинина в одном из писем, в Москву она «приехала совсем постаревшей, потому что нагляделась всякой скорби, всякого разора». Но, как ни удивительно, эта поездка в Орёл закалила её, дала душевную уверенность, обострила поэтическую зоркость. Благинина писала в стихотворении «Была и буду»:
Ты, война, меня не повалишь,
Я – из ванек-встанек!
Ты мне хлеб сухой жевать велишь,
А я его – как пряник.
Этот гимн жизни заканчивался философской мыслью поэта о своём предназначении:
Потому что жизнь нельзя убить,
Ну никак, хоть тресни!
…Как была я, так и буду быть –
В хлебе, в воде, в песне!
И как серебряные блюдца
Под бегом яблок наливных,
Чужие жизни перельются
В мой жадный и горячий стих.
Однако громадный душевный перелом не сразу стал заметен тем, кто окружал Благинину. Коллеги по-прежнему воспринимали её как детского писателя, к тому же порой свысока оценивая её творчество. Пример такого отношения – дискуссия на пленуме правления Союза писателей СССР в начале февраля 1944 года. Корней Чуковский обрушился с критикой на выпущенные местными издательствами книги Михалкова, Барто, Благининой («Панька»): «Истинным бедствием является то, то все эти добродетельные книги сверху донизу полны мусором… Когда читаешь эти самоделковые, шершавые, кривые стишки, не веришь, что они печатаются в той самой стране, которая может перед всем светом гордиться великолепной художественностью своих книг для детей».
Была ли та критика обоснованной и справедливой? Маловероятно. Скорее, Чуковский просто хотел оправдатьсобственные творческие неудачи периода войны, к тому же сказывалась зависть к коллегам – его самого не так давно подвергли жёсткой критике.
Однако военные стихи Благининой постепенно заслужили признание, хотя сама автор относилась к этим оценкам с изрядной долей иронии. В частности, касаясь «орловского цикла», Благинина писала составителю «Орловского альманаха» Владимиру Комову в первые послевоенные годы: «Так хвалят, что могу себя вообразить невесть каким поэтом, если немножко потщеславиться».
Благинина приезжала в Орёл в 1947 году вместе с матерью Неонилой Михайловной. Посетила родные места и в 1950 году, в 1973-м и 1978-м… По воспоминаниям орловцев, бывала в Орле в 1960-е годы… Видела возрождённый город, много общалась с писателями, с юными читателями, с родными. С 85-летием её поздравила Орловская писательская организация:
«Дорогая Елена Александровна!
Сердечно приветствуем Вас и горячо поздравляем с юбилейным днём рождения! Желаем здоровья и многих лет! Низкий поклон Вам, славная наша землячка, за чистые, звонкие, истинно народные стихи, которые будут жить вечно в русской поэзии.
Спасибо Вам за верность детям, верность родному краю! Ваши земляки, орловские писатели».
Сборник стихотворений для взрослых у Благининой вышел только один – «Складень» (1973). В нём, а также в посмертном сборнике «Окна в сад» (1996) звучала незабываемая военная тема.
Алексей Кондратенко.