Версия для слабовидящих
Включить
Выключить
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами
(Кернинг): Стандартный Средний Большой


Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Главная /Из литературной истории Орловского края / Алексей Кондратенко ЗАВЕТНОЕ СЛОВО НИКОЛАЯ СТАРЧЕНКО

Алексей Кондратенко ЗАВЕТНОЕ СЛОВО НИКОЛАЯ СТАРЧЕНКО

 

Моему душевному настрою, моим краеведческим разысканиям очень близки лиричные очерки замечательного русского писателя Николая Николаевича Старченко. Так сложилось, что и он, и я после университетской скамьи работали корреспондентами в газете «Орловская правда» (правда, с разницей в полтора десятка лет), а потому немало прошагали мы по просёлкам, немало повидали людей в тургеневских местах.

Наверное, в том и было предназначение этих непростых и нелёгких для нас дорог, чтобы рассказать  о них читателю, и даже не тому читателю, что выписывал в те годы областную газету, а куда более широкой аудитории – и столичным жителям, и провинциальным, всем тем, кто любит матушку-Русь.

Вот очерк «Свадьба в Кочетах» (1980) – впервые будущий писатель побывал в этих местах, связанных с жизнью и творчеством Льва Толстого, в 1975 году. Вот эссе «Косогор» – о Бунине в Тарту, о Бунине и Советской России (1983). Читаю и думаю, что, быть может, передо мной эскиз, увы, так и ненаписанной книги Николая Старченко о Бунине, о  родных местах нобелевского лауреата.

Историческая проза моего земляка – это не просто рассказы, а, скорее, историческая реконструкция, что было весьма смело для провинциального Орла 1980-х годов. Пожалуй, никто из его коллег в то время не использовал такой метод… А потому уже первые очерки и рассказы Николая Старченко были весомой заявкой на признание в литературном, писательском мире.

«Весенний сев» (1984) – очерк о восприятии Лескова, его книг в орловском селе накануне перестройки. И снова перенос во времени, попытка соединить столь привычный для советского читателя производственный сельский очерк с очерком литературно-историческим. Редкое сочетание жанров и вполне удавшееся. «Незабудка с Новой Земли» (1988) – размышления о полярном исследователе Владимире Русанове, его орловской родине, о его земляках-писателях и непочтении к их памяти в Орле 1980-х годов. Оба эти очерка не только очень описательны, но и публицистичны. Налицо журналистское стремление автора не только к изображению, но и к постановке проблемы, к размышлению над высокой идеей и её воплощением в жизнь.

Притягивают  пейзажами и чистой русской речью очерки «Живая вода» (об Афанасии Фете, 1986, 2002), «На родине Хоря и Калиныча» (1999, 2003), «Поедемте-ка во Льгов…» (2003), «Веяло чем-то родным и необозримо широким» (2003). Вспоминается эта отрада, щемящее, ни с чем не сравнимое чувство, на грани разгадки великой тайны рождения бессмертных книг. Но это только кажется, что достаточно побывать в легендарных местах, зайти там в музейные залы, поговорить со знатоками и старожилами, и задуманный очерк вот-вот сложится в интереснейшее повествование. Нет, на самом деле, путешественнику ещё предстоит пройти долгий путь, провести часы и дни в библиотеках, архивах, наедине с книгами, чтобы найти самые верные, самые точные исторические детали, выстроить логику, «повороты» повествования и т.д.

Мне памятно истинное благоговение орловского литературоведа, профессора В.А. Громова перед авторами очерков о посещении, например, в начале ХХ века Спасского-Лутовинова… Такие очерки – ценные свидетельства в духовной сокровищнице всей нации. Если пишущему человеку суждено было оказаться «в гостях у великих» – об этом обязательно надо рассказать детям, подрастающему поколению всей страны.

А были ещё «Бунинские перепела» (2003), «У колодца Бирюка» (2006), «Запах осеннего поля» – о встречах с Юрием Казаковым на Орловщине в конце 1970-х годов. Наверное, подобные встречи и «паломнические» маршруты присущи командировкам журналистов той или иной областной газеты (по-старому табелю о рангах – у «разъездного корреспондента»). Но далеко не каждый мог толково написать об увиденном, отойдя, оторвавшись от строго определённого, «производственного» задания. Несомненно, учёба в Ленинградском университете привила Николаю Старченко вкус к пристальному изучению истории литературы, помогла выработать со временем навык исследователя-поисковика. Да и знание местной простонародной жизни (уроженец соседних, брянских мест) помогло.

Однажды увиденные, обретённые пристальному взору на бескрайних русских просторах усадьбы (живые и заброшенные) стали родными для автора, он их не забывал, навещал снова и снова, хотя давно уже был жителем столичным. И это тоже редкий дар – быть благодарным своей малой родине, тихой провинции, которая так богата историей. А потому вполне по заслугам настоящему патриоту, мастеру русского слова Николаю Старченко было присуждено звание лауреата Всероссийской литературной премии имени Н.М. Карамзина «За Отечествоведение».

Читая двухтомник «Избранное» (замечу: очень тщательно подготовленное издание, делающее честь тем, кто работал над ним), видишь всю панораму творческого пути автора и понимаешь, что с перестройкой Николай Старченко ушёл из хорошо освоенного жанра беллетристики и социального очерка в охотничью тему. Много сил отдавал он любимому журналу «Муравейник». Что ж, годы были поистине переломные, поневоле изменилась тональность сокровенного разговора писателя с читателем, стал другим взгляд на жизнь, её радости и заботы. Но только ли в этом дело? Ведь охотничья тема и сама по себе необычайно богата и красочна, ей отдали великую дань Тургенев и Аксаков, Пришвин и Троепольский, да и многие, многие другие. И Николай Старченко стал продолжателем этой исконной традиции.

И всё-таки рядом с надёжной охотничьей тропой в творческом наследии безвременно ушедшего из жизни писателя хорошо бы сохранить тропинку к заповедным местам нашей памяти и нашей большой истории. Видится мне будущая посмертная книга его очерков о литературных местах России – книга с графическими иллюстрациями, фотографиями, с гравюрами из старых книг. Помимо вполне достойного «Избранного», такое издание могло бы стать доверительным собеседником вдумчивого читателя на всю жизнь, собеседником и для его детей и внуков.

 

Алексей Кондратенко.

Алексей Кондратенко   ЗАВЕТНОЕ СЛОВО НИКОЛАЯ СТАРЧЕНКО