Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами
(Кернинг): Стандартный Средний Большой
Когда читаешь приключенческие повести Николая Томана, напряжённо следя за тем, как их герои распутывают сложные психологические загадки, которые ставит перед ними жизнь, всё время сознание тревожит одна и та же назойливая мысль: откуда автор знает столько? Ведь он совершенно свободно, как подлинный хозяин, ориентируется во многих совершенно различных областях новейших знаний. В электронике и криминалистике, в сложнейших деталях преследования и поимки вражеских агентов и в сапёрном деле. Вместе со своими героями он раскрывает телевизионное устройство в штабе армии, по которому просачиваются к противнику сведения о перегруппировках наших войск, и с такой же доказательностью рассказывает в повести «Именем закона», как сотрудники московской милиции с помощью меченых атомов разоблачают крупные махинации дельцов в промышленности и торговле Подмосковья. Творчество Н. Томана идет от большой, насыщенной жизни, оно типично для рождения всей советской литературы.
Томан родился в 1911 году в Орле, но детство свое и юношеские годы провёл на берегу Азовского моря, в удивительно поэтичном, уютном рыбацком городке Геническе. Уходящий в море к Керченскому проливу горизонт перед Геническом обычно почти весь застилается до наступления зимы парусами рыбачьих шхун и баркасов. Улицы Геническа, особенно вблизи порта, пахнут рыбой, и ветер приносит сюда соленое дыхание близкого Сиваша. В таких городках рождаются скромные и вместе с тем мужественные люди с душою романтиков, с характерами широкими и вместе с тем упрямыми, с желанием знать много и глубоко. Но не только природа Приазовья наделила характер Николая Томана этими, ощутимыми во всем его творчестве, чертами, столь необходимыми каждому молодому и старшему по возрасту литератору. Когда отец писателя, русский солдат Анисимов, ушёл в окопы первой мировой, империалистической войны, воспитанием мальчика занялась семья латышского коммуниста, участника Октябрьской революции и гражданской войны. Его-то фамилию, как бы в знак большой благодарности за полученную в семье Томанов жизненную закалку и стал носить будущий писатель.
Последующие этапы пути Томана очень характерны для людей его поколения. Оно воспитывалось не маменькиными сынками-белоручками, а проходило свои первые университеты в замасленных спецовках, у тисков, за токарными и фрезерными станками. Оно знало, как жить на первую скудную стипендию, понимало цену самостоятельно заработанного хлеба и первых тупоносых башмаков фабрики «Скороход», называемых запросто в те годы бульдожками. В них было удобно таскать ковши с чугуном, быстро забираться в паровозную будку, к горящей топке и очень несподручно танцевать чарльстоны и фокстроты.
Возвратившись из Приазовья в родной Орел, Николай Томан учится там в железнодорожном училище паровозных машинистов. Он работает после окончания училища помощником паровозного машиниста, заведует инструментальной мастерской, становится техником, а затем инженером железнодорожного депо на станции Москва-пассажирская. Именно все эти должности и трудная работа на транспорте не только научили Томана знанию жизни и ремесла, но и вызвали у него большую любовь к профессии транспортника. Он свободно оперирует в своих произведениях множеством вещей и фактов, которые не вычитаны им из справочников и энциклопедий, но с которыми познакомился он совершенно естественно в дымных паровозных депо, у паровозной топки, у селекторов больших и малых станций Союза. Потому-то с такой любовью и уважением пишет Томан, о железнодорожниках.
Два года — 1933—1935 — Томан служит по призыву в Красной Армии и овладевает там тончайшей воинской профессией сапёра, человека, которому суждено, как это принято говорить, ошибиться всего один раз. Ошибиться вторично сапёру невозможно. Как правило, он гибнет при совершении первого промаха. Отсюда, надо полагать, такие познания автора в сапёрном деле.
В 1939—1940 годах Томана снова призывают в Красную Армию. Молодой литератор, автор двух первых книг, успевший к этому времени уже несколько лет поработать в редакции той самой знаменитой железнодорожной газеты «Гудок», где до него работали такие прославленные писатели, как Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Юрий Олеша и другие, Томан принимает участие в освобождении Западной Белоруссии и войне с белофиннами. Народное собрание Западной Белоруссии в Белостоке провозглашает Советскую власть. Военный эшелон увозит Томана с берегов Немана, с улиц Гродно и Белостока, далеко на север, и здесь, поблизости линии Маннергейма, он участвует в штурме Выборга.
После окончания военных действий и заключения мира с Финляндией Томан продолжает военную службу в Закавказье. Его демобилизуют в конце 1940 года. К этому времени уже много увидено, много пережито, казалось бы, можно спокойно сесть за письменный стол и продолжать литературную работу, закрепленную было в хорошей, журналистской школе «Гудка». Но военная шинель Томана, пропитанная запахами полесских болот, прокалённая морозами карельских лесов и выцветшая под жарким солнцем Закавказья, висит на вешалке в передней, рядом со штатским макинтошем. Она напоминает о недавних боях и как вещественное доказательство последних этапов биографии молодого писателя как бы говорит ему: «Не прячь меня далеко в шкаф! Не пересыпай меня нафталином! Я еще могу понадобиться тебе снова!» Это «снова» возникает довольно быстро — в июне 1941 года.
Надев опять шинель, Томан участвует в обороне Сталинграда и в битве на Орловско-Курско-Белгородской дуге. Его военные знания, кропотливый ум, способный разбираться в сложных проблемах, которые ставит война перед каждым штабным офицером, замечены командованием. Офицер Томан становится помощником начальника штаба инженерных войск 6-й гвардейской армии, которая, как известно, приняла на себя главный удар наступления немцев под Белгородом. В штабе инженерных войск армии Николай Томан ведал инженерной разведкой, старался выведать все тайны фортификаций врага и заранее парировать его удары.
В очень трудное для страны время, когда гитлеровцы рвались к Волге, бывший комсомолец с 1928 года Томан вступает в 1942 году в ряды Коммунистической партии. Его заявление о приеме в партию лежит на столе рядом с историческим приказом, в котором звучат решительные слова: «Ни шагу назад!» Они полностью совпадают с чувствами молодого коммуниста, крещённого огнем сталинградского сражения, в котором была доля и его ратного труда.
Сперва рабочая, а затем большая воинская школа оплодотворили всё последующее творчество Томана, и я поэтому и рассказываю все этапы его биографии, для того чтобы читатель мог самостоятельно обнаружить истоки его приключенческих книг, сопоставить реальную жизнь, в которой воспитывался писатель, с правдоподобием домысла.
Как было сказано выше, круг интересов Томана очень широк. Он занимался спортом и даже акробатикой, мечтая стать цирковым актером. Во время военной службы Томан часто выступал на сцене Дома Красной Армии вместе с цирковыми актерами — профессионалами. Любовь к цирку и акробатике в свою очередь вызвали к жизни книгу Томана «В созвездии Трапеции», где он выступает уже не только как писатель-приключенец, но и как литератор, осваивающий жанр научной фантастики.
Николай Томан начал печататься еще в 1930 году. С тех пор вышло отдельными изданиями его 22 книги, общим тиражом около двух с половиной миллионов! экземпляров. Книги Томана полюбились читателям не только нашей страны, но и завоевали признание во многих странах народной демократии, будучи переведены на языки народов этих стран.
От книги к книге Томан совершенствует своё мастерство. Это станет особенно заметно, если мы сравним его ранние произведения с книгами последних лет. В 1951 году в издательстве «Молодая гвардия» была выпущена книга Томана «На прифронтовой станции». Автор поставил в ней, не только перед своими героями – советскими разведчиками, сложные психологические загадки. Их распутывание с помощью аналитического метода и образует сюжет книги «На прифронтовой станции».
Майор Булавин путем долгих и сложных поисков обнаруживает на прифронтовой станции вражеского агента Гаевого. С помощью рядовых советских тружеников, в частности с помощью комсомольца Алёхина, майор Булавин нащупывает те нити, которые связывают Гаевого с фашистской разведкой. Казалось бы, задача Булавина уже выполнена. В любую минуту он может арестовать и обезвредить Гаевого. Но это наиболее прямой, лобовой и самый легкий путь. Надо не только обезвредить врага, но прежде всего обмануть тех, кто стоит за его спиной. Надо путать все вражеские карты, и временно не трогая их агента, поставить командование противника перед совершившимся фактом наступления в том месте, где гитлеровцы его никак не ждали.
Хорошо знающий жизненные силы советского народа, его энтузиазм, его огромное желание помогать Советской Армии в войне, Булавин и его командование включают в свои расчеты именно все эти факторы и — побеждают. Разгромлена не только шпионская сеть, но и разгромлен враг в открытом бою. Книга «На прифронтовой станции» учила читателя считаться с возможностью, что вражескому агенту отнюдь не обязательно заведовать конструкторским бюро секретного завода, либо проникать на другие, более крупные посты, где бы он имел доступ к тайнам большой государственной важности. Томан показывает, что вражеский агент может работать даже на такой скромной, неприметной должности, как расцепщик паровозного депо, и вредить не меньше. Однако не всегда в этом рассказе Николай Томан умеет найти правильный сплав производственных, так сказать, чисто служебных интересов героев и их быта.
Сергей Доронин и Анна Рощина, встретившись у железнодорожного клуба, идут вдоль тихой привокзальной улицы. Вот-вот читателю кажется, что Томан заставит своих героев поговорить о чувствах, которые их волнуют, о любви, о всём том, что далеко не чуждо молодёжи. «Как это получится у него?.. — подумала Анна и сразу вдруг заволновалась», — сообщает Томан. Но тут же спохватившись, целомудренно спасает своего героя от лирического «искушения» следующей фразой:
— Знаешь, — заговорил Сергей после довольно длительной паузы, — нехорошо как- то получается у нас с графиком…
Вот это искусственное, на наш взгляд, засушивание героев, стремление превращать их в людей, которые только выполняют какие-то служебные функции в напряженном сюжетном повествовании, к большому сожалению, характерно не только для этого рассказа Томана.
Содержание книг Томана повышает в читателях чувство бдительности, вызывает любовь к филигранной и разносторонней профессии чекистов-контрразведчиков, перед которыми время и прогресс науки и техники, используемый врагами против нашей страны, заставляет всё время повышать свои знания, быть на уровне века. Это хорошо заметно в повести «Мэйд ин», где сотрудники нашей контрразведки обнаруживают и ликвидируют электронный шпион — «ёж». Заброшенный на советский ракетодром, этот механический шпион-робот передает оттуда своим западным хозяевам секретнейшие сведения об испытаниях новых видов ракет. Повесть «Мейд ин» как бы является ровесницей того высокого уровня военной техники, оснащённой новейшими открытиями в области точных наук. Она учит думать и, как все другие книги Николая Томана, предостерегает: «Может быть и такое. Враг коварен и хитёр, он идёт на все, чтобы узнать тайны страны победившего социализма, и потому надо объявить жесточайшую войну консерватизму мышления, устоявшимся представлениям о традиционном шпионаже».
Сейчас Николай Томан находится в хорошей «спортивной форме». Недавно в альманахе «Мир приключений» опубликована первая часть задуманной им трилогии о военных инженерах и сапёрах, действующих в годы последней войны, «Среди погибших не значатся». Полностью эта вещь выйдет в издательстве «Детская литература» под названием «Город может спать спокойно». Эта работа подсказана Томану пережитым лично. В том же «Мире приключений» был опубликован сокращённый вариант повести «Сильнее страха» — об идеологической диверсии среди молодежи, о том, как борются с нездоровыми явлениями среди нестойких ребят сотрудники милиции. Вместе с уже знакомой читателю повестью «Именем закона» и новой повестью «Последний козырь» повесть «Сильнее страха» войдёт в общий сборник, выпускаемый Воениздатом. Для издательства же «Детская литература» Томан написал остросюжетную и вместе с тем философскую повесть «Преступление магистра Травицкого»…
Томан дерзает в различных областях знания и науки, и это очень хорошо. Пожелаем же ему успеха в создании умной, захватывающей читателя приключенческой литературы, где интересная выдумка, острый сюжет соседствуют с беспокойной и глубокой мыслью писателя.
Владимир БЕЛЯЕВ
1968 год
Владимир Павлович Беляев (21 марта 1909 — 11 февраля 1990) — известный русский советский писатель, сценарист, драматург, журналист и публицист.