Версия для слабовидящих
Включить
Выключить
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами
(Кернинг): Стандартный Средний Большой


Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Главная / Публикации

Публикации

Поэзия
Семёнова Ирина Семёновна
Ирина Семёнова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ОСЕНИ

И в луже рябь и листья на воде,
И снег в лицо колючий и мгновенный,
И уходящий вдаль по высоте
Небес рисунок необыкновенный,
И стаи птиц, что, яростно крича,
Пересекают окна и балконы,
Где гонят с гневом Божьего бича
Голубок пёстрых дерзкие вороны,
И вихрь, что зло кружит поверх земли,
Влача листву и спутанные перья,
Заставив кошку прятаться за дверью,
На тёмный хаос глядя из щели.
Всё пролетает, мечется, парит,
И пусть мечты и сводки безнадёжны,
Дыша в лицо, пространство говорит,
Что жизнь и радость всё ещё возможны.
Но быстрый ветер с моросью густой
И тяжело пикирующей птицей,
Уносит осень вместе с красотой,
Что никогда уже не возвратится.

Читать далее
Публицистика
Кондратенко Алексей Иванович
Губернский писатель

Заметки с заседания «круглого стола»

в рамках XIII Всероссийского литературного фестиваля

«Хрустальный родник»

 

По итогам литературного фестиваля в Орловском Доме литераторов  состоялось заседание «круглого стола». На обсуждение был вынесен ряд вопросов:

— панорама жизни писательской организации, интересные начинания и взаимодействие с другими регионами (странами);

— работа с начинающими авторами;

— перспективы и новые проекты в деятельности писательской организации, от чего зависит их  реализация?

В большом заинтересованном разговоре (речь шла о взаимоотношениях писателей со сферой культуры, другими общественными и государственными институтами) приняли участие члены жюри фестиваля: заместитель председателя Московской областной организации Союза писателей России Игорь Витюк, члены Союза писателей России орловчанка Светлана Голубева (она вела заседание), Оксана Москаленко (Московская область) и Кира Марченкова (Брянская область), председатель правления Орловской областной организации Союза писателей России Алексей Кондратенко.

В обсуждении участвовали и другие члены Орловской писательской организации – Елена Машукова, Владимир Ермаков и  Елена Ковалёва, а также Михаил Кулижников (на протяжении многих лет был заместителем председателя Белгородской писательской организации), руководитель Центра чтения Орловской областной библиотеки имени И.А. Бунина Наталья Меркурьева, финалисты литературного конкурса фестиваля.

Читать далее
Поэзия
Страницы памяти
Публикация
Владимир Перкин ВЫСОКИЙ ДЕНЬ

***

Когда вокруг развал, неразбериха,
Всё кувырком летит под «улю-лю»,
Как хорошо припасть к земле
И тихо
В любви признаться Родине:
«Люблю…

Люблю… Люблю…
Любить не перестану,
Какой бы ты не вверилась судьбе,
Какому бы крутому испытанью
Ты ни подверглась –
Верую тебе!

Пусть кое-кто угрюмо хмурит брови
И проклинает этот горький час.
Знай:
Мы тебя спасём
Своей любовью,
А ты спасёшь
Своей любовью
Нас».

Читать далее
Публицистика
Публикация
Светлана ГОЛУБЕВА О творческой судьбе Владимира Скворцова

В сегодняшней литературной жизни – бескрайнем море авторских стилевых палитр и оттенков, сюжетных глубин и просторов – начинающему писателю легко затеряться без надежды найти свой неповторимый творческий путь. На самом деле здесь повсюду светят маяки знаковых ярких личностей, на чью мудрость вполне можно положиться, прокладывая собственный курс. Надо только услышать, понять и принять то, о чём говорят эти люди, чем живут, каким правилам следуют, оставаясь нашими попутчиками и ориентирами одновременно.
Об этом в редакции журнала «Невский альманах» состоялась беседа с поэтом, прозаиком и публицистом, главным редактором литературного журнала «Невский альманах», президентом Некоммерческого партнёрства поддержки литераторов «Родные просторы» Скворцовым Владимиром Степановичем.

Читать далее
Из литературной истории Орловского края
Литературное краеведение
Публицистика
Публикация
Алексей КОНДРАТЕНКО «Потому что жизнь нельзя убить…» Елена Благинина

Имя Елены Александровны Благининой (1903–1989) известно широко, известно как имя автора детских стихов. Эти её книги выходили многотысячными тиражами. Однако мало кто из литературоведов и историков литературы обращал пристальное внимание на так называемые «взрослые стихи» Благининой, тем более на её стихи о войне. Эта часть её творчества имеет особую ценность – и литературную, и историческую (особенно для малой родины Благининой – Орловщины).

К началу Великой Отечественной войны Благинина была уже признанным детским писателем. Её фамилия в документах Союза писателей СССР значилась тогда в одном ряду с именами Маршака, Чуковского, Кассиля. Однако в силу обстоятельств в первый период войны Благинина не была заметной фигурой литературной и общественной жизни страны. В октябре 1941 – августе 1942 года она была в эвакуации в Красноуфимске (ныне Свердловская область), работала в местной районной газете «Ленинский путь».

Это было время тяжёлых испытаний. В рядах Красной Армии сражались муж Благининой Георгий Оболдуев и три её брата: Александр, Дмитрий, Михаил (двое из них погибли). В эвакуации умер отец Александр Александрович. Елена Александровна тяжело переживала его уход

Читать далее
Из литературной истории Орловского края
Литературное краеведение
Публицистика
Публикация
Алексей КОНДРАТЕНКО «С боем взяли мы Орёл!» Евгений Долматовский

Евгений Долматовский родился в Москве в 1915 году в семье адвоката. Рано начал писать стихи, учился в педагогическом техникуме, больше двух лет работал на строительстве метро (много позже он напишет об этом поэму, ставшую основой художественного фильма «Добровольцы»). И в это же время учился в Литературном институте. Диплом получил в 1937 году, тогда же его приняли в Союз писателей СССР.

22-летнему поэту посоветовали отправиться на Дальний Восток – там организовывалось отделение Союза писателей. Ему было интересно попасть в незнакомый край: «Моя служба на Дальнем Востоке оказалась строительством фундамента дальнейшей жизни, – позже писал он в воспоминаниях. – Горячей линией была граница, я выезжал не раз на те заставы, где происходили инциденты, проще говоря, боевые столкновения с японскими милитаристами».

Его фронтовой путь – это путь великих сражений. Долматовский был под Сталинградом. После победного финала в этой грандиозной битве войска перебрасывали ближе к Орлу и Курску. Семь суток эшелон, в котором ехали Долматовский и Фрадкин, был в пути, и на всех станциях Фрадкин наигрывал перед бойцами складывавшуюся новую песню на стихи Долматовского.

Читать далее
Из литературной истории Орловского края
Литературное краеведение
Публицистика
Публикация
Алексей КОНДРАТЕНКО «Чтоб небо никогда не слепло над городом твоим…» Арсений Тарковский

Арсений Александрович Тарковский (1907–1989) родился в Елисаветграде Херсонской губернии (потом город переименовали в Кировоград). Учился на Высших литературных курсах в Москве. Работал во всесоюзной железнодорожной газете «Гудок», на радио, писал пьесы для радиопостановок, много занимался переводами (заслужил оценку: «подлинный соловей переводческой поэзии»). В 1940 году был принят в Союз писателей СССР.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, как и многие другие писатели, Тарковский был отправлен в эвакуацию в Чистополь (Татария). Но оставаться в тылу считал лично для себя невозможным, тем более что имел военный билет и звание техника-интенданта 1-го ранга. Уже в начале октября написал заявление в президиум Союза писателей СССР с просьбой направить его на фронт.

Читать далее
Из литературной истории Орловского края
Литературное краеведение
Публицистика
Публикация
Алексей Кондратенко «Место писателя всегда в разведке…» Илья Эренбург

Литературно-публицистическое наследие писателя Ильи Эренбурга огромно. За годы свое жизни (1891 – 1967) он написал множество книг самых разных жанров. Ныне его вспоминают в основном как автора пламенной газетной публицистики, автора романов и повестей. Но начинал как поэт (одной из первых книг стал роман в стихах «В звёздах», а перед этим была «Молитва о России»), и стихи писал всю жизнь. А ещё был увлечённым переводчиком, мемуаристом, литературоведом и искусствоведом, автором рассказов, фельетонов, трагедий, комедий, фотоальбомов.

Не раз бывал Эренбург в Орле, в Орловской области, и не только в годы мирные, но в военное лихолетье.

Читать далее
Из литературной истории Орловского края
Литературное краеведение
Публицистика
Публикация
Алексей Кондратенко «Так братство начиналось» Эдуардас Межилайтис

Эдуардас Беньяминович Межелайтис родился 3 октября 1919 года в деревне Карейвишкяй Шавельского уезда Ковенской губернии (теперь это территория Литвы). Его отец был рабочим, мать учительницей, дед – столяром и плотником.

В 1923 году семья переехала в Каунас, здесь Эдуардас учился в гимназии, где литературу преподавала Саломея Нерис – поэтесса и коммунистка-подпольщица. Её политические взгляды сильно повлияли на сознание гимназиста. Уже в 15 лет Межелайтис состоял в подпольной комсомольской организации, чуть позже в печати появились его первые стихи.

Учился на юридическом факультете университета, был горячим сторонником вхождения Литвы в состав Советского Союза. Когда это произошло, стал работать в редакции комсомольской газеты. С началом Великой Отечественной войны был в эвакуации, работал на заводе в Пензенской области. В 1942 году его призвали в армию. Как и в прежнее время, стал журналистом – в газете 16-й Литовской стрелковой дивизии «Родина зовёт».

Прежде чем, чем вступить в бой, дивизия какое-то время провела на тульской земле – сначала в районе Ясной Поляны, потом в самой Туле. Так сложилось, что в почти мирной обстановке бойцы много читали – и Толстого, и Константина Симонова, и Николая Островского. Почти все побывали в усадьбе-музее великого писателя; двери областной библиотеки были распахнуты для красноармейцев и командиров, издания выдавали на руки – особым спросом пользовались книги на военные темы, о полководцах…

Читать далее
Из литературной истории Орловского края
Литературное краеведение
Публицистика
Страницы памяти
Публикация
Алексей Кондратенко «Но так, чтобы душа была видна…» Леонид Мирошин

С самого раннего детства природа родного края, сельский труд закладывали в душе деревенского паренька первые поэтические чувства. И сам Леонид Мирошин скажет потом, что «лучшие строки стихов прорастали здесь». Одно из первых стихотворений опубликовал в навлинской районной газете «Колхозная стройка» в 1938 году, в год окончания средней школы.

Старший брат Леонида Михаил Андреевич Мирошин в то время работал председателем Навлинского райисполкома. С его лёгкой руки молодого грамотея утвердили в Орле, в управлении по охране государственных тайн в печати… цензором той самой районной газеты. Но дальнейшего продолжения эта карьера не имела – Леонида в сентябре 1939 года призвали в армию. Вскоре он стал курсантом только что открывшегося Орловского военно-политического училища (располагалось в Брянске).
После демобилизации в 1947 году Мирошин стал журналистом, работал редактором газеты «Брянский комсомолец», корреспондентом «Брянского рабочего», на радио и телевидении. Одно время планировал перебраться на жительство в Орёл, стать сотрудником «Орловской правды», но замыслы эти не осуществились.

Читать далее
Литературное краеведение
Поэзия
Публицистика
Страницы памяти
Публикация
Светлана Голубева «По орловской земле»

Однажды летом далёкого теперь моего отрочества я прочла книгу «На темной ели звонкая свирель». Имя автора мне тогда ровным счётом ни о чём не сказало, но запомнилось: Яков Хелемский. Мысленно возвращаясь в течение жизни к этой книге, я иногда спрашивала себя, почему нигде не слышу фамилию писателя. Откуда мне было знать, что имя автора запавшей в душу книги-хроники свяжет в моей судьбе две родины: Псковский край (где я родилась) и Орловщину (где я родилась как писатель), а его стихи два поколения моих соотечественников слушают и исполняют чаще, чем произносят имя их создателя…

Читать далее
Из литературной истории Орловского края
Литературное краеведение
Публицистика
Кондратенко Алексей Иванович
Алексей Кондратенко «Здесь погиб мой сын любимый…» Павел Антокольский

Павел Григорьевич Антокольский (1896 – 1978) вошёл в литературу, образно говоря, с театральных подмостков.На знаменитую трибуну Политехнического музея в Москве он, оборванец и полунищий, поднялся в 1920 году в «паршивых обмотках». Его привёл в самую известную в стране поэтическую аудиторию Валерий Брюсов. Позднее Антокольский скажет: «Октябрьская революция усыновила нас, детей войны». Он называл поэзию 1920-х годов поэзией «преодоления больших расстояний во времени и пространстве». А ещё были мучительные творческие поиски самим Антокольским народности, классического стиля…

Несмотря на известность, до войны он имел репутацию «поэта книжного». 1941 год призвал его, образно говоря, в солдатский строй. Работал истово: писал стихи, выступал перед красноармейцами, руководил творческим семинаром в Литинституте, был заместителем председателя комиссии Союза писателей СССР по литературе для юношества.

Читать далее