Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами
(Кернинг): Стандартный Средний Большой
С самого раннего детства природа родного края, сельский труд закладывали в душе деревенского паренька первые поэтические чувства. И сам Леонид Мирошин скажет потом, что «лучшие строки стихов прорастали здесь». Одно из первых стихотворений опубликовал в навлинской районной газете «Колхозная стройка» в 1938 году, в год окончания средней школы.
Старший брат Леонида Михаил Андреевич Мирошин в то время работал председателем Навлинского райисполкома. С его лёгкой руки молодого грамотея утвердили в Орле, в управлении по охране государственных тайн в печати… цензором той самой районной газеты. Но дальнейшего продолжения эта карьера не имела – Леонида в сентябре 1939 года призвали в армию. Вскоре он стал курсантом только что открывшегося Орловского военно-политического училища (располагалось в Брянске).
После демобилизации в 1947 году Мирошин стал журналистом, работал редактором газеты «Брянский комсомолец», корреспондентом «Брянского рабочего», на радио и телевидении. Одно время планировал перебраться на жительство в Орёл, стать сотрудником «Орловской правды», но замыслы эти не осуществились.
Однажды летом далёкого теперь моего отрочества я прочла книгу «На темной ели звонкая свирель». Имя автора мне тогда ровным счётом ни о чём не сказало, но запомнилось: Яков Хелемский. Мысленно возвращаясь в течение жизни к этой книге, я иногда спрашивала себя, почему нигде не слышу фамилию писателя. Откуда мне было знать, что имя автора запавшей в душу книги-хроники свяжет в моей судьбе две родины: Псковский край (где я родилась) и Орловщину (где я родилась как писатель), а его стихи два поколения моих соотечественников слушают и исполняют чаще, чем произносят имя их создателя…
Павел Григорьевич Антокольский (1896 – 1978) вошёл в литературу, образно говоря, с театральных подмостков.На знаменитую трибуну Политехнического музея в Москве он, оборванец и полунищий, поднялся в 1920 году в «паршивых обмотках». Его привёл в самую известную в стране поэтическую аудиторию Валерий Брюсов. Позднее Антокольский скажет: «Октябрьская революция усыновила нас, детей войны». Он называл поэзию 1920-х годов поэзией «преодоления больших расстояний во времени и пространстве». А ещё были мучительные творческие поиски самим Антокольским народности, классического стиля…
Несмотря на известность, до войны он имел репутацию «поэта книжного». 1941 год призвал его, образно говоря, в солдатский строй. Работал истово: писал стихи, выступал перед красноармейцами, руководил творческим семинаром в Литинституте, был заместителем председателя комиссии Союза писателей СССР по литературе для юношества.
Яков Хелемский родился 31 января 1914 года в небольшом городке Василькове под Киевом. «В наследство» от родного местечка, где почти половину населения составляли евреи, ему досталось отчество Айзикович, но со временем на смену пришло другое, простое и привычное всем – Александрович.
Детство и юность будущего поэта прошли в столице советской Украины, в начале 1930-х годов переехал в Москву. Работал здесь в редакциях газет, печатался и как поэт, и как прозаик в «Пионерской правде», в «Комсомольской правде». Первая книга рассказов«Летучая арка» (малого формата, всего 63 страницы) вышла из печати в 1934 году.
Работая в редакциях, Хелемский учился в Институте философии, литературы и истории.Велик был его интерес к истории русской литературы и культуры, однажды побывал в Орле, в музее И.С. Тургенева. Но военные обстоятельства так в итоге и не дали возможности получить диплом. Хелемский был участником освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года, участвовал и в советско-финской войне.
Военное стихотворение «Девушка из Мценска» довольно часто можно встретить на страницах книг, альманахов, изданных в последнее время на Орловщине. А вот об авторе этих стихов, Михаиле Евгеньевиче Аметистове (1909–1985), составители читателям почему-то не рассказывают…
Михаил Аметистов родился в семье священника в кубанском городке Темрюке. Бурные события конца 1920-х годов забросили его в Воронеж. Работал на электростанции и писал статьи и заметки в воронежскую газету «Коммуна», причём подписывал их не своей «поповской» фамилией, а псевдонимом в духе времени –«Мих. Чужой».
В зону притяжения ярких талантов всегда попадают другие, не меньшие дарования из разных видов искусств. Срабатывает магнетизм творчества, тем более, что в основе любого его вида лежит нечто общее, непреходящее, всевременное. Например, искренность, самобытность, доброта. Творчество Елены Александровны Благининой не исключение. В его орбиту вовлеклось множество людей. Среди них те, кто помогает словесным, поэтическим образам стать зримыми. Это художники- иллюстраторы.
С поэтом Сергеем Наровчатовым Ольга Берггольц познакомилась в июне 1940 года в Коктебеле, в доме Волошина. Ей тридцать лет, она окончила Ленинградский университет, поработала в Казахстане (разъездной корреспондент газеты «Советская степь») и снова в Ленинграде (редактор комсомольской страницы в многотиражке завода «Электросила»), издала несколько стихотворных сборников и книг для детей. Как вспоминали современники, это было «чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности».
ЗАРЯ
Восходит заря, как впервые,
Горит, разгораясь костром…
И чувства пылают земные
Незримо в костре неземном.
Привычно заря заалела,
Светлеют поля и леса.
У края земного предела
Щекочут лучи небеса.
В ответ – ни единого жеста,
Молчит озарённая высь,
А ради какого блаженства
Мгновенье и вечность сошлись?
Восходит заря, пеленая
Весь мир, как дитя, тишиной.
Похоже, любовь неземная
Дополнила облик земной!..
Девятнадцатый век подарил России великую литературу, которой мы гордимся, на которую равняемся нравственно и творчески. Начался век Александром Сергеевичем Пушкиным и продолжился завидной плеядой поэтов, прозаиков, критиков, мыслителей, — целым созвездием имён планетарного масштаба.
Понимая высоту мастерства как искусство, как своего рода поэзию, отдаю должное самой гуманной, бессмертной поэзии — поэзии наставничества. Поклон людям, умеющим открыть в своих воспитанниках и взлелеять талант, высоту духа и устремлений.
Говорят, какое время, такие и герои. В этих словах есть доля правды. Но на проверку всегда выходит, что истинный герой во все времена один и тот же, — человек, которого мы назвали бы гражданином.
Воспитать такого возможно, если наставник сам гражданин: живёт интересами общества, понимает несовершенство государственных уложений и организаций, осознаёт проблемы и слабости государства и вместе с тем, не желает себе никакого иного отечества. К тому же, он профессионал к пользе общества, сочувствует своему народу, желает и способен быть выразителем его чаяний. И наставничество ему не труд, а необходимая часть жизни, самое естественное проявление его духовной природы.
Это в идеале, скажете вы, а в жизни всё иначе.
Но разве передовые люди России не приходили к мысли о том, чтобы высокие идеи воспитания претворить в жизнь? Разве в истории не случалось, чтобы гражданская позиция преданных своей стране деятелей привела к созданию учебных заведений, цель которых как раз та самая — воспитание Гражданина?
Случалось и приносило замечательные плоды…
В Москве, в Центральном доме литераторов прошёл очередной, XVI съезд Союза писателей России. В легендарном конференц-зале собралось около полутысячи писателей – делегаты из почти всех регионов страны, в том числе Донбасса и Крыма, а также из Беларуси, множество гостей.
Идёт время, в литературу приходят новые авторы, что они думают о творчестве, которому хотят посвятить жизнь, что такое для них творческий путь? А что есть творческий путь для тех, у кого они станут учиться, какой совет мэтра им пригодился бы? Об этом состоялся разговор с писателем из Санкт-Петербурга — прозаиком, драматургом, критиком Иваном Сабило. Вела беседу писатель Светлана Голубева.