Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами
(Кернинг): Стандартный Средний Большой
Когда читаешь приключенческие повести Николая Томана, напряжённо следя за тем, как их герои распутывают сложные психологические загадки, которые ставит перед ними жизнь, всё время сознание тревожит одна и та же назойливая мысль: откуда автор знает столько? Ведь он совершенно свободно, как подлинный хозяин, ориентируется во многих совершенно различных областях новейших знаний. В электронике и криминалистике, в сложнейших деталях преследования и поимки вражеских агентов и в сапёрном деле. Вместе со своими героями он раскрывает телевизионное устройство в штабе армии, по которому просачиваются к противнику сведения о перегруппировках наших войск, и с такой же доказательностью рассказывает в повести «Именем закона», как сотрудники московской милиции с помощью меченых атомов разоблачают крупные махинации дельцов в промышленности и торговле Подмосковья. Творчество Н. Томана идет от большой, насыщенной жизни, оно типично для рождения всей советской литературы.
«Как скоро садишься писать с мыслию, что это для детей, — сетовал в 1860 году И. А. Гончаров в письме к Майковым, — не пишется, да и только. Надо забыть это обстоятельство… Можно писать для них ненарочно, не думая о том. Например, Тургенев, не стараясь и не подозревая ничего, написал свой «Бежин луг» и некоторые другие вещи — для детей…»
На самом деле, написанные для детей «ненарочно» произведения Тургенева вошли в круг детского чтения вовсе не случайно. Детская литература волновала творческое воображение писателя до конца его дней наряду с проблемой «отцов и детей», с его постоянными «заботами о молодом поколении, о наших сменителях: как бы им помочь своею опытностью и т. д.»
Курские края — среди всего прочего — издавна славятся соловьями, магнитной аномалией, речью. Соловьи здесь поют упоительно, над железными кладами стрелку компаса таинственно лихорадит, речь курян (всё ещё случается!) – родниковой чистоты.
В этих краях выросла Елена Александровна Благинина. Её имя знают, вероятно, все от мала до велика. Дети в этом смысле памятливей и благодарней. Стихи и поэмы Елены Благининой, её бесконечные песенки, скороговорки, считалки, тараторки, игры давно полюбились малышам, стали неотъемлемой частью их ученья и досуга. Педагоги и воспитатели пользуются ими в своей работе.
Родилась Елена Александровна Благинина в мае 1903 года в деревне под Мценском (орловские края), а росла и училась в Курске. После школы — Курский педагогический институт. Писать начала рано. Ещё студенткой вошла в Курский союз поэтов. В дальнейшем, узнав, что в Москве существует Литературно-художественный институт им. Валерия Брюсова (его называли просто — «Брюсовский институт»), решила в него поступить. Поступила в институт и одновременно работала в багажном отделении газеты «Известия». И то и другое оказалось в жизни важным. В 30-е годы, уже заявив о себе как даровитый литератор, Елена Благинина становится редактором журнала «Мурзилка», затем — журнала «Затейник». Её связь с литературой для детей закрепляется прочно и надежно.
В писательских справочниках, фундаментальных биобиблиографических указателях об Алексее Резапкине, помимо фамилии, года рождения и названий авторских книг, не встретишь ни слова. Что это? Излишняя скромность? Последствия некоей политической опалы? Попытка предать забвению, как будто и не было вовсе такого человека? Нет, был такой русский поэт, и были его стихи. В годы войны горячей строкой он поднимал дух бойцов и мирных жителей, укреплял веру в победу, звал на бой и на ударный труд.
Алексей Алексеевич Резапкин родился в 1905 году в селе Каргашино Спасского уезда Тамбовской губернии. Селение это можно было отнести к разряду средних для чернозёмной полосы – по данным «Списка населённых мест Тамбовской губернии» (1866) состояло из 154 дворов и насчитывало 1108 жителей. Имелись здесь тогда церковь, мельница, лесопильный завод… Это, кстати, малая родина Героя Советского Союза В.И. Чадайкина, учёного и педагога, инженера морского флота Л.П. Андронова, краеведа И.И. Дубасова.
Орёл – город литературный. А в таком городе, естественно, едва ли не каждый дом приметен, а то и просто замечателен для литературной истории. Здесь жил тот или иной писатель, здесь учился, сюда приносил в редакцию газеты первые стихи, а сюда спешил на встречу со столичными знаменитостями… Удивительно, но на карте Орла практически каждая точка так или иначе связана с историей русской литературы. Взять, например, даже областную больницу. Нет, не только извечные хвори-недуги вели сюда писателей-орловцев. Один из них на рубеже 1950-х – 1960-х годов работал хирургом. Георгий Михайлович Шумаров, будущий маститый прозаик, член Союза писателей СССР и Союза российских писателей…
Можно ли быть солидным функционером правящей партии и одновременно сказочником? Каждодневно звать народные массы на строительство новой жизни – и сочинять полуфантастические истории? Требовать с подопечных идеологической верности и тут же придумывать некую фею, волшебной палочкой рисующую светлое будущее?
Казалось бы, политика и сказки – понятия несовместимые (если, конечно, не иметь в виду политиков-демагогов). Но вот исторические изыскания помогли найти в не таком уж далёком прошлом настоящего идеолога-сказочника. Им оказался руководитель агитационно-пропагандистского отдела в Орловском губкоме РКП(б) первой половины 1920-х годов Михаил Францев. Он же – автор нескольких книг для детей, изданных в те годы в Орле.
Его биография сложилась в обстоятельствах времени: военное детство, увлечение литературой и журналистикой, работа в редакциях, большой писательский труд… Оставил нам два десятка книг, изданных в Москве, Туле и Пятигорске, огромный массив публицистики, который ещё ждёт своего вдумчивого читателя и исследователя.
Иван Подсвиров родился 12 сентября 1939 года в станице Кардоникской Зеленчукского района Черкесской автономной области Орджоникидзевского края. Теперь это территория Карачаево-Черкесской республики, а в давние времена станица относилась к Баталпашинскому отделу Кубанского казачьего войска. Подсвировы – потомки казаков, которые переселились сюда с Хопра в середине XIX века. Семейство было довольно зажиточным, но в 1920-е – начале 1930-х годов от былого достатка ничего не осталось – добротные дома новая власть забрала под общественные нужды, кого-то из казаков сослали на север, кого-то, как бабушку писателя Февронию Ильиничну с двенадцатью детьми, отселили на край станицы в убогие мазанки…
Собирая материал для этого очерка, я множество раз обращался к моим орловским собеседникам: «Вы помните Кима Селихова? Может быть, доводилось встречаться с ним?» Увы, всякий раз орловцы солидного возраста пожимали плечами, давали отрицательный ответ. Писатель, чьи произведения в 1980-е годы издавались многотысячными тиражами и не только на русском языке, ныне прочно забыт на малой родине. Так давайте вспомним о нём…
Ким Николаевич Селихов родился 23 октября 1929 года в Орле в семье рабочего-коммуниста. Даже имя ему дали революционное: Ким – Коммунистический интернационал молодёжи, малый Коминтерн.
Вспоминая Владимира Перкина, с особой пронзительностью понимаешь, что его поэзия – одна из красок, одна из нот последней четверти ХХ века. И если вдумчивый читатель не сделает в этих строфах больших открытий, то обязательно почувствует аромат уже ушедшей эпохи.
Горбачёв хорошо знал крестьянскую жизнь, среднерусскую полосу. «Когда станет тебе трудно, невмоготу, – говорил ему в далёком детстве мудрый дед, – ты отодвинь, как недоеденный хлебушко, все заботы и хотя бы мысленно обратись из своего далека к родному порогу. И если уж не будет тех рук, что ласкали пестали тебя, и время уже источит стены отчего дома, ты всё-таки обратись душою к родимой стороне, поклонись синему вечернему небу, и звёздам, и полям, что кормили тебя, и воде, что поила тебя, и всему миру поклонись…»
Семья переехала в Орёл, где будущий писатель учился сначала в 12-й, а с пятого класса – в 30-й средней школе. С детства мечтал о море, мечтал писать стихи. После окончания в 1961 году Горьковского речного училища имени И.П. Кулибина работал в портах Дальнего Востока. Затем вернулся в Орёл к родителям, был инженером, мастером на заводе силикатного кирпича, литературным сотрудником, ответственным секретарём в многотиражных газетах. Жил в Орле на улице Красноармейской.
Пограничье веков, временная полоса между качественно разными укладами, один из которых подходит к концу, другой готов начаться, — это поле грандиозных событий и это всегда непросто. Всё спешит свершиться, поскольку рубежный период короток. Короток и крут.
Много чем отличился «стык» 19 и 20 столетий, например, небывалым расцветом поэзии. Он оказался столь мощным, что сорок лет (с 1890 по 1920), пока он длился, называют Серебряным веком русской поэзии.
Явление с названием «Серебряный век» оказалось всеохватным, комплексным и было предопределено такой же мощной, многосложной исторической и культурной предтечей.