Версия для слабовидящих
Включить
Выключить
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами
(Кернинг): Стандартный Средний Большой


Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Главная / Публикации / Публицистика

Публицистика

Публикация
Владимир Беляев НИКОЛАЙ ТОМАН

Когда читаешь приключенческие повести Николая Томана, напряжённо следя за тем, как их герои распутывают сложные психологические загадки, которые ставит перед ними жизнь, всё время сознание тревожит одна и та же назойливая мысль: откуда автор знает столько? Ведь он совершенно свободно, как подлинный хозяин, ориентируется во многих совершенно различных областях новейших знаний. В электронике и криминалистике, в сложнейших деталях преследования и поимки вражеских агентов и в сапёрном деле. Вместе со своими героями он раскрывает телевизионное устройство в штабе армии, по которому просачиваются к противнику сведения о перегруппировках наших войск, и с такой же доказательностью рассказывает в повести «Именем закона», как сотрудники московской милиции с помощью меченых атомов разоблачают крупные махинации дельцов в промышленности и торговле Подмосковья. Творчество Н. Томана идет от большой, насыщенной жизни, оно типично для рождения всей советской литературы.

Читать далее
Громов Владимир Алексеевич
Владимир ГРОМОВ «Ведь это так трудно – писать для детей…»

«Как скоро садишься писать с мыслию, что это для детей, — сетовал в 1860 году И. А. Гончаров в письме к Майковым, — не пишется, да и только. Надо забыть это обстоятельство… Можно писать для них ненарочно, не думая о том. Например, Тургенев, не стараясь и не подозревая ничего, написал свой «Бежин луг» и некоторые другие вещи — для детей…»

На самом деле, написанные для детей «ненарочно» произведения Тургенева вошли в круг детского чтения вовсе не случайно. Детская литература волновала творческое воображение писателя до конца его дней наряду с проблемой «отцов и детей», с его постоянными «заботами о молодом поколении, о наших сменителях: как бы им помочь своею опытностью и т. д.»

Читать далее
Публикация
Лев Озеров ХРАНИТЕЛЬНИЦА ОГНЯ

Курские края — среди всего прочего — издавна славятся соловьями, магнитной аномалией, речью. Соловьи здесь поют упоительно, над железными кладами стрелку компаса таинственно лихорадит, речь курян (всё ещё случается!) – родниковой чистоты.

В этих краях выросла Елена Александровна Благинина. Её имя знают, вероятно, все от мала до велика. Дети в этом смысле памятливей и благодарней. Стихи и поэмы Елены Благининой, её бесконечные песенки, скороговорки, считалки, тараторки, игры давно полюбились малышам, стали неотъемлемой частью их ученья и досуга. Педагоги и воспитатели пользуются ими в своей работе.

Родилась Елена Александровна Благинина в мае 1903 года в деревне под Мценском (орловские края), а росла и училась в Курске. После школы — Курский педагогический институт. Писать начала рано. Ещё студенткой вошла в Курский союз поэтов. В дальнейшем, узнав, что в Москве существует Литературно-художественный институт им. Валерия Брюсова (его называли просто — «Брюсовский институт»), решила в него поступить. Поступила в институт и одновременно работала в багажном отделении газеты «Известия». И то и другое оказалось в жизни важным. В 30-е годы, уже заявив о себе как даровитый литератор, Елена Благинина становится редактором журнала «Мурзилка», затем — журнала «Затейник». Её связь с литературой для детей закрепляется прочно и надежно.

Читать далее
Кондратенко Алексей Иванович
Алексей КОНДРАТЕНКО Автор военной песни об Орле поэт Алексей Резапкин

В писательских справочниках, фундаментальных биобиблиографических указателях об Алексее Резапкине, помимо фамилии, года рождения и названий авторских книг, не встретишь ни слова. Что это? Излишняя скромность? Последствия некоей политической опалы? Попытка предать забвению, как будто и не было вовсе такого человека? Нет, был такой русский поэт, и были его стихи. В годы войны горячей строкой он поднимал дух бойцов и мирных жителей, укреплял веру в победу, звал на бой и на ударный труд.

Алексей Алексеевич Резапкин родился в 1905 году в селе Каргашино Спасского уезда Тамбовской губернии. Селение это можно было отнести к разряду средних для чернозёмной полосы – по данным «Списка населённых мест Тамбовской губернии» (1866) состояло из 154 дворов и насчитывало 1108 жителей. Имелись здесь тогда церковь, мельница, лесопильный завод… Это, кстати, малая родина Героя Советского Союза В.И. Чадайкина, учёного и педагога, инженера морского флота Л.П. Андронова, краеведа И.И. Дубасова.

Читать далее
Кондратенко Алексей Иванович
Алексей КОНДРАТЕНКО Острое, как скальпель, слово

Орёл – город литературный. А в таком городе, естественно, едва ли не каждый дом приметен, а то и просто замечателен для литературной истории. Здесь жил тот или иной писатель, здесь учился, сюда приносил в редакцию газеты первые стихи, а сюда спешил на встречу со столичными знаменитостями… Удивительно, но на карте Орла практически каждая точка так или иначе связана с историей русской литературы. Взять, например, даже областную больницу. Нет, не только извечные хвори-недуги вели сюда писателей-орловцев. Один из них на рубеже 1950-х – 1960-х годов работал хирургом. Георгий Михайлович Шумаров, будущий маститый прозаик, член Союза писателей СССР и Союза российских писателей…

Читать далее
Кондратенко Алексей Иванович
Алексей КОНДРАТЕНКО Красный сказочник Михаил Францев

Можно ли быть солидным функционером правящей партии и одновременно сказочником? Каждодневно звать народные массы на строительство новой жизни – и сочинять полуфантастические истории? Требовать с подопечных идеологической верности и тут же придумывать некую фею, волшебной палочкой рисующую светлое будущее?

Казалось бы, политика и сказки – понятия несовместимые (если, конечно, не иметь в виду политиков-демагогов). Но вот исторические изыскания помогли найти в не таком уж далёком прошлом настоящего идеолога-сказочника. Им оказался руководитель агитационно-пропагандистского отдела в Орловском губкоме РКП(б) первой половины 1920-х годов Михаил Францев. Он же – автор нескольких книг для детей, изданных в те годы в Орле.

Читать далее
Кондратенко Алексей Иванович
Алексей КОНДРАТЕНКО «Застигнутый врасплох переменами» Очерк об Иване Подсвирове

Его биография сложилась в обстоятельствах времени: военное детство, увлечение литературой и журналистикой, работа в редакциях, большой писательский труд… Оставил нам два десятка книг, изданных в Москве, Туле и Пятигорске, огромный массив публицистики, который ещё ждёт своего вдумчивого читателя и исследователя.

Иван Подсвиров родился 12 сентября 1939 года в станице Кардоникской Зеленчукского района Черкесской автономной области Орджоникидзевского края. Теперь это территория Карачаево-Черкесской республики, а в давние времена станица относилась к Баталпашинскому отделу Кубанского казачьего войска. Подсвировы – потомки казаков, которые переселились сюда с Хопра в середине XIX века. Семейство было довольно зажиточным, но в 1920-е – начале 1930-х годов от былого достатка ничего не осталось – добротные дома новая власть забрала под общественные нужды, кого-то из казаков сослали на север, кого-то, как бабушку писателя Февронию Ильиничну с двенадцатью детьми, отселили на край станицы в убогие мазанки…

Читать далее
Кондратенко Алексей Иванович
Алексей КОНДРАТЕНКО «К штыку приравнял перо»

Собирая материал для этого очерка, я множество раз обращался к моим орловским собеседникам: «Вы помните Кима Селихова? Может быть, доводилось встречаться с ним?» Увы, всякий раз орловцы солидного возраста пожимали плечами, давали отрицательный ответ. Писатель, чьи произведения в 1980-е годы издавались многотысячными тиражами и не только на русском языке, ныне прочно забыт на малой родине. Так давайте вспомним о нём…

Ким Николаевич Селихов родился 23 октября 1929 года в Орле в семье рабочего-коммуниста. Даже имя ему дали революционное: Ким – Коммунистический интернационал молодёжи, малый Коминтерн.

Читать далее
Публикация
Алексей Кондратенко ВЫСОКИЙ ДЕНЬ: очерк о Владимире Перкине

Вспоминая Владимира Перкина, с особой пронзительностью понимаешь, что его поэзия – одна из красок, одна из нот последней четверти ХХ века. И если вдумчивый читатель не сделает в этих строфах больших открытий, то обязательно почувствует аромат уже ушедшей эпохи.

Читать далее
Кондратенко Алексей Иванович
Алексей КОНДРАТЕНКО За далью непогоды (заметки о судьбе и творчестве Вячеслава Горбачёва)

Горбачёв хорошо знал крестьянскую жизнь, среднерусскую полосу. «Когда станет тебе трудно, невмоготу, – говорил ему в далёком детстве мудрый дед, – ты отодвинь, как недоеденный хлебушко, все заботы и хотя бы мысленно обратись из своего далека к родному порогу. И если уж не будет тех рук, что ласкали пестали тебя, и время уже источит стены отчего дома, ты всё-таки обратись душою к родимой стороне, поклонись синему вечернему небу, и звёздам, и полям, что кормили тебя, и воде, что поила тебя, и всему миру поклонись…»

Семья переехала в Орёл, где будущий писатель учился сначала в 12-й, а с пятого класса – в 30-й средней школе. С детства мечтал о море, мечтал писать стихи. После окончания в 1961 году Горьковского речного училища имени И.П. Кулибина работал в портах Дальнего Востока. Затем вернулся в Орёл к родителям, был инженером, мастером на заводе силикатного кирпича, литературным сотрудником, ответственным секретарём в многотиражных газетах. Жил в Орле на улице Красноармейской.

Читать далее
Голубева Светлана Сергеевна
Серебряный век русской культуры. Панорама времени

Пограничье веков, временная полоса между качественно разными укладами, один из которых подходит к концу, другой готов начаться, — это поле грандиозных событий и это всегда непросто. Всё спешит свершиться, поскольку рубежный период короток. Короток и крут.
Много чем отличился «стык» 19 и 20 столетий, например, небывалым расцветом поэзии. Он оказался столь мощным, что сорок лет (с 1890 по 1920), пока он длился, называют Серебряным веком русской поэзии.
Явление с названием «Серебряный век» оказалось всеохватным, комплексным и было предопределено такой же мощной, многосложной исторической и культурной предтечей.

Читать далее
Публикация
В зените судьбы. Магия творчества
Беседа с Юлией Тютюновой Вселенная, в которой мы живём, – космическая пылинка. Вместе с тем, пространство, которое занимаем мы, люди, обнимая Вселенную мыслью и знаниями, и того меньше. Тем...
Читать далее